Официальный сайт театра tambovteatr.ru  
 
 
 
Логин
Пароль
Регистрация
 
 
Лучшие спектакли
Марья
Фрёкен Жюли
Семь криков в океане
Конёк-Горбунок
Оскар и розовая дама
 

 

НАШ АДРЕС:

Россия, 392036, г. Тамбов, ул.Интернациональная, 15

ТЕЛЕФОНЫ:

Дирекция

(4752) 72-23-35

Администрация

(4752) 71-95-80

Касса драматического театра

(4752) 72-13-65

Касса кукольного театра

(4752) 72-55-02


e-mail: tambovdrama@mail.ru

 

пресса о спектакле

 
 История театра

ИСТОРИЯ ТАМБОВСКОГО ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА

ПЕРВЫЙ СПЕКТАКЛЬ.

28 июня 1786 года в день восшествия на престол Императрицы Екатерины II в доме великого российского пиита и начальника Тамбовского наместничества Гавриилы Романовича Державина по поводу сего события состоялось празднество. Губернаторский дом находился на берегу Цны, на месте нынешней академии детства. Основу торжества составляло представление аллегорического характера «Торжество восшествия на престол императрицы Екатерины II» с музыкой итальянского композитора Паизиелло, где артистами предстали семьи Свечиных, Беклемишевых, Хвощинских, Мелиных. Текст представления и постановку оного осуществил сам Державин. Этот спектакль был первым в истории нашего города, и от него ведется отсчет «возраста» Тамбовского театра. На торжественном событии присутствовал Тамбовский и Рязанский генерал-губернатор И.В.Гудович. Он был тронут оказанной ему честью. С этого дня спектакли в доме Державина игрались систематически.

ПЕРВЫЙ ТЕАТР

Державин добился разрешения на постройку в Тамбове специального здания для театра (сейчас на этом месте спортивный магазин рядом с гостиницей «Державинской»). Генерал-губернатор Гудович выделил на устройство театра 1000 рублей, еще столько же на его ежегодное содержание. Здание театра было построено в том же году выписанным из Петербурга «каменных дел мастером» итальянцем Лукини под руководством директора театра и механиком театральной машинерии Барзанти. Пока строился театр, в губернаторском доме продолжались спектакли, душой которых была Екатерина Яковлевна, жена Державина, обучавшая актерскую молодежь из дворянских семей манерам, учившая шитью сценических костюмов, работе над ролью.

Официальное открытие постоянного театра состоялось 24 ноября 1786 г. в доме Державина, так как новое здание театра  ещё не было отстроено. Первым спектаклем, была постановка комедии М.Веревкина «Так и должно», в которой обличались крючкотворство и лихоимство провинциальных чиновников. Спектаклю предшествовал написанный Г.Р. Державиным «Пролог в одном действии с музыкою на открытие в Тамбове театра и народного училища» в день тезоименитства императрицы Екатерины II.

В декабре 1788 года Державин в результате чиновничьих интриг был отстранен от должности и покинул Тамбов. С его отъездом театр в Тамбове до 1815 г. фактически перестал существовать (здание театра сгорело). Однако стараниями приобщившихся к театральной культуре некоторых помещиков спектакли, хоть и не регулярно, но давались. Начался длительный «антрепренёрский» период.

ЧАСТНАЯ АНТРЕПРИЗА

В 1815 году один из просвещенных тамбовских помещиков Маслов по инициативе жены Марии Орловой, ученицы Екатерины Яковлевны Державиной, участницы открытия Державинского театра в 1786 г., построил театральное здание напротив присутственных мест  (приблизительно на месте нынешней картинной галереи).

Труппа актеров набиралась для исполнения одной пьесы, которая снималась с репертуара тогда, когда становилась неинтересной для публики. Для следующей пьесы набиралась очередная труппа. Определенных театральных сезонов не было. Первым из таких антрепренеров был дворянин Голощапов, отставной военный, человек достаточно образованный и отличавшийся определенным свободомыслием, о чем свидетельствует постановка на сцене его театра комедии Грибоедова «Горе от ума» в то время как пьеса эта имела жесткие цензурные ограничения. Труппа Голощапова состояла из профессиональных актёров. Для привлечения публики в один вечер ставились две пьесы - мелодрама и водевиль. Нередко программа дополнялась дивертисментами с пением и танцами, пантомимой, мелодекламацией и даже выступлениями акробатов.

В 1845 г. управляющим театром стал актер В.И. Аносов, затем, через десять с лишним лет антреприза перешла к его брату Г.И. Аносову (сценический псевдоним - Григорьев). Антрепренер Григорьев был широко известен в театральном мире российской провинции, его любили, ценили, служить в тамбовской антрепризе считали за честь. Благодаря ему тамбовцы увидели знаменитого английского трагика-негра Айру Олдриджа, сыгравшего с тамбовской труппой «Отелло» и «Короля Лира».

Играла у Григорьева одна из лучших учениц великого Щепкина Л.Шмитгоф. В труппе подвизался известный московский журналист В.Гиляровский. Труппа Григорьева работала в помещении Зимнего театра.

ВЕЛИКИЕ ГАСТРОЛЕРЫ

С 40-х гг. XIX в. на Тамбовских сценах начались гастроли знаменитых петербургских и московских театров. В наш город приезжали великие русские трагики П.Н.Орленев и актер Московского Малого театра П.С. Мочалов; выдающийся актёр Петербургского Александрийского театра В.В. Самойлов; непревзойденный комедийный актер Московского театра В.И. Живокини и потрясающий В.И.Качалов. Эти актеры олицетворяли собой передовое русское демократическое театральное искусство, и их приезд в Тамбов был значительным явлением в культурной и, в частности, театральной жизни города.

Великий русский трагик Николай Хрисанфович Рыбаков (1811 - 1876) начал свои гастрольные поездки в Тамбов вместе со своим гениальным учителем П.С.Мочаловым и так же ,как он, выступал в роли Гамлета. Театр влачил жалкое существование из-за конкуренции любительских спектаклей и благотворительных концертов и держался только благодаря участию в спектаклях замечательных столичных гастролёров того времени. Рыбаков в Тамбове  имел  собственный домик и в 1876 году вступил в труппу Григорьева вместе со своим сыном, окончательно обосновавшись в нашем городе. 15 ноября 1876 года он скончался от сердечной болезни и был погребен на Успенском кладбище, разгромленном в 30-х годах 20-го века (в настоящее время на месте кладбища - часовня).

Владимир Николаевич Давыдов (1849-1925) (впоследствии великий актёр Александринской сцены) приобщился к театру в любительском коллективе Тамбовской гимназии: Бобчинский в «Ревизоре», сваха в «Женитьбе», Простакова в «Недоросле», Молчалин в «Горе от ума», Пимен в «Борисе Годунове». Во время гастролей Айры Олдриджа в Тамбове был задействован в его спектакле. В 1886 году он вернулся в Тамбов уже состоявшимся артистом и играл в труппе Григорьева.

ЗИМНИЙ ТЕАТР

Во второй половине XIX в. и в первые годы XX в. городской театр (Зимний) располагался на улице Знаменской (Октябрьская, 11) с хорошим залом, удобными гримировочными, сценой и кулуарами. На сцене этого театра в разные годы шли спектакли: «Доходное место», «Не все коту масленица», «Снегурочка» А. Н. Островского; «Свадьба Кречинского» А. Сухово-Кобылина; «Коварство и любовь» Ф. Шиллера; «Путешествие вокруг света» по роману Ж. Верна; «Макбет» Шекспира и др. В это время  блистала в Тамбове Гликерия Николаевна Федотова. В её труппе начал свою деятельность И.М.Москвин. Театр ставил также детские спектакли, которые устраивало общество детских развлечений. В помещении театра устраивались благотворительные студенческие вечера. На сцене Зимнего театра ставили свои спектакли и любительские труппы.

ЛЕТНИЙ ТЕАТР

В восточной части Семейного сада (территория 2-й гор.больницы), который располагался на усадьбе Лукьяненко, был открыт летний театр. В день открытия театра, 4 мая 1884 г., на его сцене играла М.Г. Савина в драме «Безумие от любви». Летний театр  был на 10 лет арендован драматической труппой Соколовского. На сцене театра с успехом шли спектакли по пьесам А. Н. Островского, А. П. Сумбатова-Южина, В. Шекспира.

Труппа Тамбовского театра сезона 1907 – 1908 гг.

Труппа Тамбовского театра сезона 1907 – 1908 гг.

ПОСТРЕВОЛЮЦИОННЫЕ ТЕАТРЫ

Октябрьский переворот дал новое направление театральной деятельности в Тамбове. Первый послереволюционный театр просуществовал всего один сезон, но этот сезон был насыщен и по репертуару, и по количеству спектаклей. В репертуаре было около 50 названий: от А. Островского и А. Чехова до Ф.Шиллера и Г. Гейерманса. Параллельно с профессиональным театром в городе работал Пролеткульт со множеством студий. В недрах Пролеткульта зародился агиттеатр и передвижные агитбригады с массовыми зрелищами на Соборной площади, а также Тамбовская опера, основанная С.Стариковым.

После подавления крестьянского восстания в Тамбове начал работу профессиональный театр под руководством ученика Станиславского главного режиссёра Бориса Михайловича Снигирёва. 31 января 1921 года в помещении Рабочего дворца (бывшего Дворянского собрания) открылся VII губернский съезд Советов, в работе которого принял участие А.В.Луначарский. Делегатам съезда 6 февраля был показан спектакль «Власть тьмы» Л.Толстого. Результатом показа стало решение съезда о передаче здания бывшего Дворянского собрания театру в полное его распоряжение..

В этот период начал свою сценическую деятельность Василий Васильевич Ванин, сын Тамбовского железнодорожника, будущий народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР, известный киноактёр. После окончания студии в 1920 году, пройдя Карельский фронт, Ванин через полгода возвращается в Тамбов и становится ведущим актёром театра. Наиболее значительные роли: Буланов «Лес», Тихон «Гроза», Митрофанушка «Недоросль».

Период с 1923 по 1937 год характерен постоянно сменяющимися коллективами, очень неравноценными по своим художественным возможностям и эстетической направленности.

В 1939 г. в помещение клуба “ Авангард” открылся областной театр юного зрителя, но с началом Великой Отечественной войны многие артисты ушли на фронт и ТЮЗ закрыли. А. Капустина, В. Качирин, В. Ямчинова и др. влились в коллектив драмтеатра.

ТАМБОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ТЕАТР ДРАМЫ

В 1937 году Тамбовская область выделилась из состава Центрально-черноземного округа и стала самостоятельной административной единицей. В связи с этим было принято решение о создании Тамбовского областного театра драмы на стационарной основе. Формирование труппы было поручено направленному в Тамбов известному режиссеру Льву Михайловичу Эльстону (впоследствии заслуженному деятелю искусств РСФСР), основателю знаменитого Уральского реалистического театра. С Урала Лев Михайлович привёз заслуженного артиста РСФСР Бориса Петровича Шмита, машиниста сцены Хусаина Ярунина и др., которые стали душой нового театра.

Л.М.Эльстон. 21 октября 1937 года Тамбовский областной театр открылся в здании бывшего Дворянского собрания (Интернациональная, 15) спектаклем «Любовь Яровая» в постановке Эльстона. Спектакль был с восторгом принят зрителем, но получил разгромную рецензию в областной газете по идеологическим разногласиям с режиссёром.

Трудно переоценить значение Л.М.Эльстона для всей истории тамбовского театра: им были заложены идейно-эстетические принципы, проведена серьезная организационная работа, основаны Тамбовское отделение Всероссийского театрального общества (ВТО), Председателем которого он стал, и двухгодичная студия при театре, которую окончил будущий заслуженный артист России Н. Н. Рубцов. Выросли на тамбовской сцене именно в эту пору Т.А. Битрих, А.Ф.Годлевский и И.Н.Марин, блестящий характерный актер, достигший высочайшего звания - народный артист СССР. В 1944 году Эльстон был переведен в Симферополь на возрождение Крымгостеатра.

Заслуженный артист РСФСР Алексей Евфимьевич Ларионов руководил театром с 1944 по 1947 год . За это время им были поставлены такие яркие, масштабные спектакли, как «Снегурочка» Островского с музыкой Чайковского, «Петр I» А.Толстого, где сам постановщик выступил в заглавной роли, «Горе от ума», «Женитьба Белугина». Весной 1947 года Ларионов покинул Тамбов.

С 1947 по 1957 год художественным руководителем театра был заслуженный деятель искусств РСФСР Владимир Александрович Галицкий. Это был период наиболее яркого расцвета в истории Тамбовского театра: гастроли в Москве в течение месяца с оригинальным репертуаром (упор на местную драматургию:  Д.Девятов, Н.Архангельский), Присвоение звания «Заслуженный артист РСФСР» И.Н.Марину (1951 г), награждение Государственной премией постановщика спектакля «В Лебяжьем» В.А.Галицкого и исполнителей главных ролей А.Ф.Бунина, М.И.Коварской, И.Н.Марина, В.И.Калиниченко (1952 г), присвоение званий «Народный артист РСФСР» И.Н.Марину, «Заслуженный деятель искусств РСФСР» В.А.Галицкому, «Заслуженный артист РСФСР» М.И.Коварской, А.Г.Балаеву, А.З.Карантаеву (1954 г). Большим успехом пользовался спектакль «Сады цветут» по пьесе  В.Масса и Н.Куличенко, который в этот период играл в нашем театре. На тамбовской сцене началась карьера многих ныне известных мастеров отечественного театра - Н.Пастухова, В.Леонтьевой. В спектаклях Тамбовского театра этой поры выступали такие мастера, как Игорь Ильинский, Нина Алисова, Владимир Хенкин, Сергей Мартинсон. Воспитал Галицкий тамбовских драматургов - Д.Девятова и Н.Архангельского. В эти годы пришли в театр Е.Н.Мамонтова, Н.Н.Рубцов, А.Н.Смирнов.

За два сезона работы Тамбовского театра под руководством главного режиссёра Бориса Михайловича Филиппова из общего количества премьер (20 названий)  13 пьес советских авторов, широко шедшие на сценах страны: «Барабанщица», «Именем революции», «Братья Ершовы».

Михаил Михайлович Ваховский, заслуженный деятель искусств РСФСР, свою работу в Тамбовском театре начал в 1959 г с постановки монументального спектакля «Оптимистическая трагедия». М.Н.Корнилова в роли Комиссара покоряла огромной внутренней силой. Ваховский не пытался подражать даже признанным образцам, он шёл своим путём.

По его инициативе на базе Тамбовского театра в 1962 г. был организован филиал Школы-студии МХАТ, в котором преподавали ведущие актёры Художественного театра. Выпускник студии К.В.Фурман всю жизнь отдал тамбовской сцене и был удостоен звания «Заслуженный артист РСФСР», а Л.А.Брусин (наиболее яркая работа - Робин Гуд), помимо актёрского, владеющий ещё и талантом пародиста, снявшийся в фильме «Королевская регата» и по сей день остаётся другом нашего театра, служит в Тверском Академическом и удостоен звания «Народный артист России».

Спектакль «Иркутская история» в постановке М. Ваховского смотрел автор пьесы А.Арбузов и с большой похвалой отозвался о работе коллектива, особо выделив исполнительницу роли Валентины заслуженную артистку РСФСР К.Н.Абашину.

Спектакль «Ленинградский проспект» в 1961 г был удостоен Диплома первой степени на Всероссийском смотре лучших спектаклей, для его показа в Москве была предоставлена самая почётная сцена страны -  сцена Кремлёвского театра.

Борис Никифорович Докутович возглавлял театр в качестве главного режиссёра в сезонах 1966-1968 гг. И хотя труппу пришлось формировать практически заново, за эти два сезона было выпущено 17 премьер, среди которых такие весомые спектакли, как «Щит и меч» (незабываемые образы засл.арт.РСФСР Н.Рубцова, М.Жуковского); «Милый обманщик»( с подлинным мастерством сыгранный заслуженными артистами РСФСР М.Корниловой и Н.Гайдышевым); «Они сражались за Родину» (значительные работы В.Габаева, М.Хомуткова, засл.артистов РСФСР Д.Дульского и М.Правоторова нар.арт.РСФСР И.Марина); «Васса Железнова» (засл.арт.РСФСР М.Квасова) - оба спектакля отмечены дипломами Министерства культуры РСФСР.  И, наконец, «Расплата» по роману А.Стрыгина - традиционная работа с местной драматургией (удивительно достоверны образы крестьян у И.Марина, засл.арт.РСФСР Д.Патрина, Калинин у Д.Дульского, Антонов-Овсеенко у А.Каткова.)

Виктор Иванович Регурецкий пришел в Тамбовский театр в 1968 году. Ведущими актерами стали давние любимцы тамбовского зрителя М.Корнилова, Д.Дульский, опытные актеры Н.Гайдышев, Н.Рубцов, выдвинулись на первые роли К.Фурман, В.Головков, начинающие актрисы В.Попова, Н.Кочетова. Спектакль «Бедная невеста» в постановке Регурецкого был награждён Дипломом 2-й степени на Всероссийском смотре драматургии А.Островского, дипломы 1-й степени получили Д.Дульский и М.Правоторов за роли Беневоленского и Добротворского.

Удивительной духовной чистоты и постановочной силы был спектакль «Без вины виноватые» в постановке молодого режиссёра А.Иванова (с М.Корниловой и М.Березиным в главных ролях), безусловно вошедший в историю Тамбовского театра как одна из вершин. Народная артистка СССР А.Тарасова, приглашённая в этот спектакль на роль Кручининой, тепло отозвалась о работе постановочной группы. Высокой планки достиг и спектакль «Золотая карета» того же режиссёра с М.Березиным в главной роли (В.И Регурецкий показал себя талантливым актёром в роли полковника Берёзкина («Золотая карета») и в роли Ленина («Колосья в крови»).

Сезон 1978-1979 гг обязанности главного режиссёра исполнял Владимир Станиславович Цесляк. После ухода В.И.Регурецкого театр остался без руководителя и Цесляк спас положение. До прихода А.В.Иванова были поставлены «Двадцать лет спустя», «Ночной переполох» (с великолепными М.Корниловой, Д.Дульским, М.Правоторовым); «Последний срок» (реж. З.Селенкова) с яркими работами М.Квасовой, Н.Рубцова, Т.Смирновой; «Моя любовь Электра» и т.д.

С приходом на пост главного режиссёра Анатолия Васильевича Иванова, заслуженного деятеля искусств РФ (впоследствии народного артиста России), ученика знаменитого А.Эфроса, интерес тамбовчан к своему театру усилился. Продолжая традиции, Иванов обратился к местной теме и поставил спектакль «Что есть истина?» по пьесе И.Елегечева «Губернатор Державин», посвятив его приближающемуся юбилею Тамбова. Во время недельных гастролей в Ленинграде спектакли «Женитьба», «Романтики, «Древо жизни», «Ретро» вызвали неподдельный интерес искушённого зрителя, а на Всесоюзном смотре национальной драматургии спектакль «Древо жизни» (реж. В.Апостол) Получил 8 дипломов:  это актёры, композитор, режиссёр.

Спектакль А.Иванова «Свидание в предместье» («Нравоучение с гитарой») был сыгран более 200 раз, а «Тринадцатый председатель», «Мы, нижеподписавшиеся», «Женитьба» (реж. О.Власов) были высоко оценены В.Лановым, В.Татосовым, Е.Евстигнеевым, Л.Дуровым, Л.Броневым,  игравшими в этих спектаклях Тамбовского театра.

Труппу этого периода характеризовал крепкий мужской состав: В.Боев, М.Березин, В.Степанов, П.Соколов, В.Щербаков, К.Фурман и разноплановый, яркий женский: Л.Кожаева, Е.Тюрганова, С.Соколова-Томилина, В.Попова.

В 1984 г. главным режиссером Тамбовского театра стал Леонид Александрович Шалов. Он возобновил «Державина» в новой редакции. При нем отпраздновал свое двухсотлетие театр, Державиным основанный, а город - 350-летие. В спектакле «Рядовые» по новому открылся талант В.Степанова (диплом за лучшую актёрскую работу), Н.Рубцова, М.Березина и В.Щербакова. Первым в стране Л. Шаловым был поставлен «Саркофаг» Губарева, пьеса о Чернобыле, с которой театр успешно выступил в Москве на больших отчетных гастролях. В афише гастролей были также «Что есть истина», «Сцены из жизни захолустья», «Всё в саду». Интересно, что  «Саркофаг» в Тамбов приезжали смотреть автор пьесы и группа актеров из Шекспировского Королевского театра, а немецкое телевидение снимало спектакль для показа. Спектакль отмечен премией Мин. культуры СССР. Взрывной эффект произвел спектакль  «Две стрелы» режиссера А.Лапикова. Искрометно играли Ю.Томилин, С.Ясаков, Е.Тюрганова, Н.Привалова, И.Замуруева, А.Яцевич, В.Катушенко, В.Степанов. Было много творческих планов. Но...

Вследствие тяжелой болезни Л.А. Шалов от руководства отошел, труппа ходатайствовала о приглашении Андрея Викторовича Лапикова на роль художественного руководителя. Им был успешно поставлен «Тартюф» (в заглавной роли В.Степанов, В.Катушенко), «О, Мануэль», «Анахореты», но вскоре А. Лапиков ушел. Руководство приняли Н.Н.Рубцов и А.Н.Разладин. В этот период наиболее интересными критики посчитали «Тёмные аллеи», впервые поставленные на Тамбовской сцене (режиссёр Ю.Карась),  «Слон» (реж. Г.Якунин), «Гарольд и Мод» (реж. В.Воложанин). Отмечены актёрские работы М.Березина, В.Поповой, Е.Мамонтовой, А.Дульского, О.Шмарова, А.Яцевича.

Начиная с 1991 года к руководству Тамбовским драматическим театром в должности директора-распорядителя (впоследствии - директора театра) пришел Bасилий Иванович Комбаров. И хотя работа театра была затруднена продолжавшимся несколько лет ремонтом, за время его руководства было поставлено значительное количество спектаклей.  В статье Елены Покорской («Экран и сцена» № 20 1995 г.) о театре и директоре Комбарове: «..сценические достижения данного города давно уже не отмечались... Ситуация… увы, типичная: в театре нет ни режиссеров, ни художника, живет по инерции... Парадокс: на этот раз роль птицы Феникса выпала... директору!   Бенефисов в Тамбове не было с 1916 года и вот водевиль Д.Ленского «Лев Гурыч Синичкин» (реж. В.Ивлев), где блеснул в роли благородного отца и актера из Костромы заслуженный артист РФ Д. И. Дульский в год своего 75-летия и 55-летия творческой жизни.»  Дмитрий Иванович был награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» 2-й степени.

В спектаклях «Игра любви и случая», «Укрощение строптивых» блистают две пары по жизни и сцене: В.Фёдоров, Е.Фёдорова и Ю.Томилин, С.Полянская; в «Человеке из Ламанчи» и «Чума на оба ваши дома» показал себя зрелым мастером А.Разладин; в   «Прибайкальской кадрили »- Л. Кожаева, Н. Антипова, в «Декамероне»- яркая О. Моисеева.

В октябре 2001 г. главным режиссером театра, а затем и художественным руководителем стал заслуженный артист России Никита Андреевич Ширяев. Первый спектакль, поставленный им в новой должности - «Театр, или Шум за сценой» Майкла Фрейна  феерический, ювелирный. В период с ноября 2001 года по 2003 год Н.А. Ширяевым создано 13 спектаклей: гигантский «Лес» (яркие работы В. Голобородова, С. Левандовского, засл. артистов РФ В. Поповой, Ю. Томилина, потрясающее открытие новых граней таланта засл.арт.РФ К. Фурмана); «Женитьба Белугина» - спектакль для семейных просмотров  (Е.Карчевская, С. Ильин, В. Головков, Г. Кладомасова); «Семейный портрет с посторонним» - по определению критиков «лёгкий и игристый, как шампанское»; бенефисным «Абдуллой» театр отметил 80-летие засл.арт.РФ Н.Н. Рубцова. Летом 2003 года Никита Андреевич покинул Тамбов.

Главным режиссёром театра стал приглашённый из Москвы заслуженный деятель искусств России Алексей Яковлевич Говорухо. Зрителям запомнились его спектакли «Дети Ванюшина» С. Найдёнова с яркими образами, созданными засл.арт.РФ В. Катушенко,  Н.Антиповой, О. Моисеевой, И. Горбацкой; «Красавец-мужчина» А. Островского. «Мой бедный Марат» А.Арбузова в 2005 году удостоен премии Центрального федерального округа в области литературы и искусства и награждён Дипломом I степени «За достижения в области театрального искусства». Создаётся молодёжно-театральная студия «Дебют», в которую входят выпускники и студенты актёрского факультета ТГУ им. Г.Р. Державина. Режиссёром-пелагогом становится В. Фёдоров, ведущий актёр театра. Молодёжный спектакль «Ангелы кайфа» (реж. М. Мамедов), в котором участвует вся студия, покоряет зрителей не только Тамбовской области.

После ухода в 2005 году главного режиссёра театр возглавляет директор театра Алексей Алексеевич Нешко. Студия «Дебют» осуществляет постановку «Грозы» по А.Островскому (достаточно спорный спектакль, вызывающий неподдельный интерес у молодёжи). Тамбовский театр одним из первых областных театров ставит комедию Ю.Полякова «Хомо эректус», на которую приезжает сам автор. Поистине подарком зрителям становится «Ханума» в постановке В.Варецкого, художник спектакля - заслуженный художник РФ  Ю. Доломанов (оформивший более десяти спектаклей в Тамбовском театре), с удачными работами И. Горбацкой, Е. Федоровой, А. Пугачева, О. Сирото.

Театр много внимания уделяет работе с детьми и подростками: «Красная шапочка», «Снежная королева, «Стойкий оловянный солдатик» - качественная драматургия и спектакли. В сложные для театра времена отсутствия художественного руководства решение творческих задач выпало на долю зав. труппой Л. Г. Радуто, благодаря её чуткости и отзывчивости театр не перестаёт быть родным домом для актёров и продолжает  работать чётко и слажено.

На базе Тамбовского драматического театра и Тамбовского театра кукол создаётся Тамбовское областное Государственное учереждение культуры «Тамбовтеатр», директором которого назначается Геннадий Васильевич Колесников. В театре по-прежнему работают приглашённые из других городов режиссёры на разовых постановках. На пост главного режиссёра с 1 января 2007 г. назначен засл. артист России и Украины, лауреат Премии Москвы художественный руководитель Московского «Театра на Перовской» Кирилл Маратович Панченко.
     
Фотографии из фондов областного краеведческого музея, музея истории Тамбовского театра, частных архивов.

Консультанты по истории театра: А. Белкин, В.Сверщевский, Н. Рубцов, Т. Сербжинская.

Библиография:
А. Смирнов «Театр и вся жизнь»,
В. Галицкий «Записки периферийного главрежа»,
В. Гиляровский «Люди театра»,
Г.Молчанова, Н.Олонцева, Ю.Щукин «Старый  Тамбов от А до Я»,
П. Карманов «Путь в двести лет» (рукопись),
Т. Еремеева - Битрих «В мире театра», «Театральная энциклопедия», 1961-1967г.г.
Ю.Хомайко  «Тамбовский ордена «Знак Почета» областной драматический театр им. А. В. Луначарского».

Составители раздела сайта по истории: А.Э.Кружнов, Э.П.Степанова.

Консультант по истории Тамбовского театра и фотоархивам театрального музея заведующая музеем истории Тамбовского театра Э.П.Степанова.

Вся информация охраняется законом об авторских правах и может быть использована только с разрешения авторов и с указанием на источник.

 
 
 
 
Тамбовский драматический театр © 2009 - 2017
Выполнено «ЭКИТ»: генеалогия футбольная статистика Тамбов